Чего нет ни в одном учебнике:
Совершенству нет предела
Веб сайт должен быть удобен для просмотра и навигации - это факт. Не жалейте времени на отладку и доводку вашего творения - всякие полезные мелочи типа ссылок возврата, закладок в тексте и вспомогательных фреймов будут всегда радовать глаз и улучшать ваше и чужое настроение.
По прошествии какого-то времени стоит заходить на свой сайт снова и снова и перемещаться по нему. Поначалу вы неизбежно встретите мелкие баги, которые легко поправимы. Нерабочие ссылки - грубая и досадная ошибка, их стоит отлавливать еще до загрузки содержимого на сервер. Испорченные в ходе upload'а картинки надо сразу заменять - они портят посетителям настроение не меньше мертвых линков, и ваш рейтинг в глазах серферов неизбежно пошатнется.
Затем вы наверняка захотите что-то улучшить. Настоящие идеи по усовершенствованию сайта приходят как раз в процессе его онлайновой проверки. "Вылизанный" и отлаженный сайт, пусть даже скромно оформленный, вызывает уважение и эстетическое удовлетворение. Пусть ваше дитя будет законченным.
Как уберечься от разочарований
Следует помнить и о различиях в браузерах. Хорошо выглядящая в IE страница наверняка будет выглядеть в Netscape Navigator слегка по-другому, а иногда самым неожиданным образом - вы будете неприятно удивлены, увидев съехавшие строчки, изменившиеся отступы. А что подумает про вас посетитель? Помните: большинство редакторов HTML не поддерживают стандарт WYSIWYG. То, что вы видите в процессе верстки, совсем необязательно будет точно так же выглядеть в окне браузера.
Есть ли выход из всех этих досадных проблем? Есть. Он очень прост, но не очевиден - надо верстать страницы таблицами с нулевой границей. Размер ячейки можно строго зафиксировать, и тогда - о, чудо! - разочарований от содеянного будет куда меньше. При этом можно "победить" и такие труднореализуемые вещи, как интерлиньяж, несколько колонок текста и разная выключка для этих колонок. Не делайте одну таблицу для всей страницы - пусть их будет несколько для участков страницы с заведомо разными параметрами. Как это сделать, мы расскажем подробнее в другой раз.
Как бы там ни было, если пользователь сменит некоторые настройки браузера по умолчанию, а именно: размер шрифтов и кодировку, ваша страница все равно предстанет перед ним в неприглядном виде. Даже будучи сверстана таблицами. От этого уже, увы, никуда не деться, кроме как сделать страницу из множества растровых файлов. Это, кстати, не шутка - сходите на Hewlett-Packard и убедитесь.
Где размещать
Ну вот мы и добрались до размещения. Это второй этап после разработки и верстки в Веб издательстве. Вы спросите, а что же будет третьим? Это - продвижение, промоушн вашего творения.
В настоящий момент число бесплатных серверов для размещения страниц перевалило за два десятка. Все они предлагают немного разные условия. Один из самых соблазнительных - Вебjump - 22 Мб пространства бесплатно плюс адрес типа [yourname].[area].вебjump.com. Однако его огромный рекламный баннер, вытянувшийся сверху во всю ширину страницы и навязчиво мигающий, отбивает всю охоту. Не секрет, что бесплатный хостинг основан на высокой посещаемости базовых серверов и демонстрации рекламы. Так что количество халявных мегабайт растет с каждым годом, но вот рекламу все демонстрируют по-разному. Geocities и Tripod (оба дают по 11 Мб) выбрасывают небольшое окно с баннером прямо перед вашими глазами ("срочно посетите наших спонсоров!"), причем не дожидаясь загрузки страницы. Раздражает это не меньше Вебjump'а. Geocities к тому же придумал новый логотип в виде буквы g, который "скачет" по вашей странице при скроллинге.
Загвоздка в том, что логотип сделан в виде Java-скрипта, который не поддерживается некоторыми браузерами и иногда глючит.
Если ваш посетитель, едва оправившись от созерцания рекламного баннера, получит сообщение об ошибке (скрипт не поддерживается), у него совсем не останется желания идти дальше.
Наиболее скромен (поначалу - никаких баннеров!) Xoom, дающий 10 Мб бесплатно. Fortunecity дает в два раза больше, и в принципе, предварительно баннеров тоже не вешает. Баннер у вас разместят, если ваша страница будет иметь очень хороший траффик - большинству страниц это не грозит, но у Fortunecity об этом свое суждение - их баннеры появляются на вашей странице внезапно и надолго. Xoom лучше - вешает баннеры на весьма редких страницах своего сервера (на моей памяти, правда, он пару раз бывал недоступен, но сейчас все исправлено). Баннеры - неизбежная "плата за бесплатность", и если они портят восприятие вашей страницы, то лучше съехать на платный хост. Се ля ви. Так что рекомендуем вам для начала выбирать любой из этих серверов. По скорости доступа они примерно равны, а адрес страницы у Fortunecity длиннее и труднее для запоминания. У Xoom'а адрес вы выберете сами, введя при регистрации логин: members.xoom.com/Yourname/.
Желающие могут поэкспериментировать с другими хост-машинами, в том числе нашими. Честно говоря, они иногда не вызывают доверия. Сбои на них устраняются дольше и мучительнее.
Можно зарегистрироваться сразу на нескольких хостах и перемещать по ним содержимое сайта, если возникнет необходимость. Но это лучше делать, имея постоянный URL, чтобы не путать посетителей и не тратить время на индексацию. Для этого надо создать Веб псевдоним.
WWW-псевдоним
Согласитесь, короткий URL запоминается куда проще длинного. Сколько времени вам потребуется, чтобы запомнить meltingpot.fortunecity.com/ oregon/583? А, к примеру, myвеб.da.ru?
Несколько фирм - владельцев доменов второго уровня, предлагают услуги по созданию бесплатных псевдонимов для URL вашего сайта. Вид псевдонима может быть разным, например, welcome.to/yourpage, fly.to/yourpage, yourpage.host. net или yourpage.da.ru. Префикс www совершенно необязателен, несмотря на распространенное заблуждение. С другой стороны, автор этих строк в свое время все-таки создал псевдоним, начинающийся с www. Почему? А народ привык. Сделаешь без - наберут с www и получат error 404.
Создание псевдонима, или как его еще называют, переадресатора, процесс несложный и подробно на нем останавливаться не будем. Достаточно набрать URL необходимого вам домена (например, www.da.ru), чтобы получить ссылку на регистрационную форму и необходимые инструкции.
Продвижение
Вновь созданный сайт будет обладать минимальной или вовсе нулевой посещаемостью. Это факт, который трудно опровергнуть. В первую неделю существования вашего детища необходимо будет потратить максимум усилий по рекламе сайта.
Где бесплатно и эффективно рекламировать сайт? Вопреки опять же массовому заблуждению, начинать надо не с поисковых машин. Про них - отдельная песня. Найдите для начала конференции по вашей теме. Это могут быть как группы новостей типа Usenet или Fido (последняя менее эффективна - добрая половина ее пользователей не имеют выхода в Сеть), так и доски объявлений на веб сайтах. Эффект от объявления об открытии сайта, помещенного в конференцию, может превзойти все ожидания, особенно, если конференция носит массовый характер (число текущих сообщений порядка 300 и выше).
Оставляйте записи о себе, где только можно, в конференциях, гостевых книгах других сайтов, в ряде случаев даже не подходящих по теме - человеческое любопытство воистину безгранично.
Напишите письма владельцам веб сайтов, схожих по тематике, предложите им обменяться ссылками. В большинстве случаев это тоже дает хороший эффект. Можно попробовать сделать рассылку рекламных e-mail'ов по некой существующей базе или воспользоваться соответствующими сервисами Интернет. Но помните - спамеров не любят нигде, и ваша рассылка может не стать исключением. Тогда первое впечатление о вас как о веб мастере будет подпорчено.
Поисковые машины
Существует около полусотни поисковых систем, добрая половина которых находится в США. Часть поисковых машин весьма специфична и непопулярна.
При регистрации вашего сайта на поисковой службе можно не бояться банальностей и начинать с самых известных и посещаемых серверов. Это Altavista, Yahoo, Lycos и Infoseek. Из русскоязычных - Yandex и Rambler. Каких-то суперэффективных и малоизвестных "искалок" не существует.
Наиболее просто зарегистрироваться на Altavista. Yahoo недавно усложнила регистрацию с якобы благой целью - улучшить структурирование поиска. Вам предлагается выбрать подходящий раздел самостоятельно, после чего вводить URL. Сделать это непросто, и зачастую регистрация вообще не срабатывает.
Lycos и Infoseek, несмотря на популярность в США, вряд ли дадут что-то новое по сравнению с Altavista. В Америке использование определенных "искалок" - дело вкуса, да и пользователей Сети там больше - отсюда огромный траффик. У нас подход к поиску - калька с заокеанского подхода. Поэтому, несмотря на хвалебные отзывы, в частности, об Infoseek, многие в основном пользуются в 90% случаев Altavista, в оставшихся - Yahoo. Доводы в пользу других машин кажутся неубедительными.
В России машин, подобных Altavista, до сих пор нет. Наилучшей русской "искалкой" является Yandex, Rambler тоже хорош иногда (в плане структурирования). При этом в ряде случаев обе системы выдают огромные списки документов совершенно не в тему. Вызвано это, скорее всего, плохой избирательностью робота в поиске ключевых слов. Кстати, в плане регистрации Rambler странным образом усложнен, и совсем не в лучшую сторону.
Процесс регистрации вашего сайта программой-роботом займет от 10 до 18 дней. Да-да, не удивляйтесь. Все эти "йяхи" и "альтависты" получают несколько десятков тысяч URL в день и для их отбора для системы требуется время. От вас, как правило, потребуют только URL. Никакого описания вводить не надо - робот-регистратор сам отберет нужные слова с вашей страницы. Так делают не все поисковые системы, но в большинстве - это правило.
Отсюда мораль - следите за содержанием главной страницы сайта. Регистрационные роботы страсть как любят заголовки страниц, и если ваша страница названа по умолчанию (типа New Page 1), то и найти ее потом можно будет только по этому сочетанию и никак иначе! Не переусердствуйте в названии, пусть оно будет конкретным, типа "Большая подборка музыки в MP3" - тогда каждое из этих слов может стать ключевым для поиска. Далее по приоритету идет первый абзац с главной страницы - его тоже стоить насытить конкретными определениями темы сайта.
Теперь про универсальные регистраторы (типа AddMe и @Submit), имеющиеся в Сети, которые сами индексируют ваш сайт на многих, едва ли не на всех доступных поисковых машинах. Сервис этот удобен, но малоэффективен. Так что лучше не полениться сделать все самому.
Счетчики и гостевые книги
Эти элементы придают веб сайту некую завершенность и делают его информативнее в первую очередь для создателя.
Счетчики посещений представляют собой мини-программы, написанные на Perl, Java или Visual Basic. Такие программы называют апплетами или CGI-скриптами. Совершенно необязательно помещать апплет в директории (она должна называться CGI-BIN) вашего сайта. Во-первых, большинство бесплатных хост-машин из соображений безопасности не разрешают их размещение (нужная директория отсутствует), а во-вторых, скрипты можно подгружать с других сайтов в процессе загрузки страницы. С "других сайтов" - тех, которые, собственно и предлагают бесплатные скрипты для использования. Таким образом, программа физически лежит у них, а вы лишь вставляете ее вызов в HTML-код вашей страницы. Особый интерес представляют апплеты, которые можно положить в виде исполняемых файлов на хост-сервер, но выполняться они будут на машине клиента.
Бесплатных скриптов-счетчиков в Интернете великое множество. Большинство из них легко настраиваются. Часть счетчиков обладают расширенными функциями, а именно - считают не только общее количество посещений, а еще и уникальные посещения - то есть, одного и того же человека, заходящего к вам, такой счетчик зарегистрирует только один раз (не персонально человека, конечно, а идентификатор IP клиентской машины). Поищите сайты по теме "CGI-script, Counter", выбор очень большой.
Гостевая книга - отличный элемент обратной связи, особенно для не имеющих e-mail посетителей. В России чаще всего принято пользоваться книгами русскоязычных сайтов Guestbook и Land. Там же можно соорудить книгу на английском. Гостевые книги бесплатны, они используют переадресацию с вашей страницы на свой сайт. Книгу можно создать самому, написав ее в виде апплета. Если у вас хорошо с программированием на Java - дерзайте!
Навороты
Развитие веб технологий часто вызывает соблазн использовать самые современные из них при оформлении веб страниц. Это очень ответственный шаг. Часто он становится большой ошибкой. Для примера можно взять сайт самой Microsoft. С полгода назад он был кардинально переделан и теперь сплошь состоит из Java-апплетов. Конечно, с помощью них можно организовать удобные выпадающие меню, всевозможные подсветки и интерактивные окна. Но корректно связать их между собой - задача настолько нетривиальная, что даже программистам из Microsoft она не во всех случаях удалась. Попробуйте из меню Windows напрямую попасть на страницу Windows Update и вы все поймете. Такого количества глюков, причем непостоянных и непонятно от чего зависящих вы больше нигде не встретите.
Помните и еще раз помните, что браузеры ваших посетителей совсем необязательно должны поддерживать любые Java-апплеты. Более того, даже последние версии браузеров иногда досаждают фразой о том, что "скрипт не поддерживается". Например, IE5 Public Beta такого сообщения не выдает почти никогда... Но в ряде случаев ошибок прочтения скрипта выдает просто пустую страницу!
Все новомодные технологии - это хорошо, красиво и удобно. Но пусть их будет мало, ровно столько, сколько необходимо. Поверьте, старые добрые гиперссылки на обычные HTML-документы и картинки сослужат вам хорошую службу. То же самое и про фреймы - их "научились" поддерживать почти все браузеры. А вот технология SSI, которая дает тот же эффект, но использует динамический HTML и так называемые "манеры поведения" (behaviours) для элементов страниц, пока вряд ли пригодна к массовому использованию. Хотя, к примеру, еженедельник "Компьютерра" возвел SSI едва ли не в форму стандарта де-факто. Да, использование SSI вместо фреймов менее трудоемко, более выразительно. В случае с большим многостраничным сайтом SSI позволяет сэкономить время для разработки и внесения изменений. Но как отреагирует на это браузер посетителя?
Если вы не хотите подвергать риску свою репутацию и обезопасить посетителей сайта от досадных разочарований, лучше идти проторенным технологическим путем.
Сопровождение
Необходимо обновлять сайт не реже одного раза в месяц. Это факт. Не верите - попробуйте не делать этого и следить за счетчиком посещений. Но самое страшное не снижение общего числа посетителей. Многие из них в конечном итоге плюнут на ваш сайт и забудут про него.
Из процессов сопровождения можно получать дивиденды по росту траффика - сообщайте во все источники, которые вы использовали для раскрутки, о каждом изменении на сайте. Рост посещений будет налицо.
Своевременно исправляйте баги - нерабочие ссылки, сбойные картинки. Совершенствуйте структуру при добавлении новых документов. Отвечайте на все вопросы и пожелания посетителей. Тогда вы будете по-настоящему уважаемы.
Так что обновление, обновление и еще раз обновление - залог жизнеспособности сайта. Ни дизайн, ни качественная информация, будучи тем не менее, неизменными, не спасут вас. Не обновляемый сайт - мертвый сайт. |